ЛДПР - России необходимо преодолеть зависимость от импорта

  • Опубликовано: 17 June 2020

Не так давно в Госдуме прошёл «правительственный час», посвящённый развитию промышленности. Депутаты вновь обсуждали проблему замены импорта своим производством. Вопрос этот возник после 2014 года, когда против нас ввели санкции. Это была ответная реакция, свидетельствующая об отсутствии своей самостоятельной промышленной политики, направленной, прежде всего, на развитие своего производства. «Никогда не было и вот опять». Все последнее время стремились в Европу, забывая историю наших с нею отношений. Высокомерное отношение европейцев к русским как было, так и осталось. Им нужен был только повод, чтобы ввести санкции и еще плотнее окружить Россию своими военными и бактериологическими базами. Мы шли по самому лёгкому пути — продавали сырье и импортировали в возрастающих масштабах лекарства, продовольствие, станки, оборудование. Стали критично зависимыми от импорта теперь не от Европы, а от Китая.

Самое смелое решение — выйти на пять лет из ВТО или приостановить там членство. Поднять тарифы на ввоз всех товаров, которые сами можем производить. Снизить внутренние цены на электроэнергию, газ, бензин, дизельное топливо. Снизить налоги. Ограничить процент за банковские кредиты. Оказать серьезную поддержку промышленным предприятиям. Обеспечить безопасность страны по продовольствию, машинам, оборудованию. И тогда постепенно входить в мировое разделение труда. Сейчас нашу экономику структурно развернули в пользу мирового рынка, что имеет самые негативные последствия для ее развития.

Что происходит сейчас? Простой пример. Приходят в страну немецкие станки, оборудование. Немецкому производителю возвращают НДС. Если такие же станки и оборудование производит отечественный завод, то надо заплатить 20% НДС.

Не думали о защите своей экономики, не создали «противоракетную» экономическую оборону, вот и получили зависимую от импортных поставок экономику за счет эксплуатации своих природных ресурсов.

Еще один пример. В 2000 году машин, оборудования и транспортных средств купили по импорту на 10 миллиардов долларов, а спустя двадцать лет — почти в 10 раз больше. Сравните с отечественным машиностроением. Оно почти не выросло, а по целым видам важнейшего оборудования оно просто «исчезло». Постарались иностранные конкуренты и наши чиновники. Теперь опять — импортозамещение. Новая индустриализация в стране нужна, на новой технологической основе, а не «замещение» того, что быстро устаревает. Но смогут ли те же самые чиновники, «сырьевые бизнесмены» и специалисты по импортным закупкам (которые все на своих местах до сих пор) организовать современное производство станков, приборов, гражданских самолетов, речных и морских судов, серьезно озаботиться судьбой своих промышленных предприятий?  Как-то организуют, но не в тех масштабах, которые нужны стране.

Без серьёзной замены «импортозависимых» кадров — и в центре, и в регионах – на тех, кто умеет создавать, изобретать, организовывать, мы не решим проблемы импортозамещения.

Вместо Европы эти «импортозависимые» поехали в Китай, Латинскую Америку. Пока есть «нефтедоллары» — будут закупать. Теперь вот и они заканчиваются. Но торговые сети сидят на импортных товарах, что они будут помогать нашей промышленности? Звучит жестко, но ведь и страна в опасности. Зависимость от импорта, включая и такой товар как доллар, уже угрожает экономической и политической самостоятельности России.

Мы давно предлагали постепенно сокращать экспорт нефти (надо что-то оставить детям и внукам) и развивать свое производство, свой внутренний рынок. Но «в своем отечестве пророков нет», понадобились санкции, чтобы заняться импортозамещением. Кстати, число занятых в обрабатывающей промышленности за эти двадцать лет уменьшилось более чем на 3 миллиона человек (потеряли многих специалистов), но зато резко увеличилось в торговле. Примитивный труд легче. Поэтому многие талантливые выпускники вузов просто уезжают из страны.  Нет применения способностям.

Посмотрите еще на один показатель, который говорит об открытости экономики. Это отношение внешнеторгового оборота (экспорт плюс импорт) к валовому внутреннему продукту. У нас — это почти 50%. В США, Германии — не более 25%. Они заботятся не только об экспорте-импорте, но, главным образом, - о развитии внутреннего производства, внутреннего рынка.

У нас есть книга «Иван, запахни душу». Пора это сделать в экономике, не дожидаясь очередных агрессивных действий наших «друзей-партнёров». Партнёрами, кстати, называются те, кто делает что-то общее, полезное. А когда вам вредят, причем, сознательно, целенаправленно, какие это «партнеры»? Надо все-таки уважать свой язык, не подменять понятия и не заискивать, показывая свою уязвимость и слабость.

Это не партнёры, а «господа из Европы и США». Так бы их лучше называть, потому что они и чувствуют себя господами по отношению к России.

Эти соображения были высказаны для того, чтобы была проведена работа над ошибками в промышленной политике. Ведь есть же программы по развитию и фармацевтической, и легкой промышленности, и авиационной, и судостроительной, но выполняются они ежегодно на 30-40%. Причины надо понять. Главная, на наш взгляд, в неэффективном управлении программами, отсутствии персональной ответственности руководителей. Поэтому и программы по импортозамещению, которые необходимо разработать по всем отраслям промышленности, нуждаются в четкой координации как по технологической, так и управленческой цепочке. Возродить надо отраслевую науку, проектные институты в сельскохозяйственном, энергетическом машиностроении, во всех отраслях промышленности. Импортозамещение должно происходить на научной основе, на новой технологической базе. Экономическая политика также должна строиться на научной основе. Об этом, похоже, забыли.

Упор надо сделать на развитии сельскохозяйственного машиностроения, чтобы производить и экспортировать экологически чистые виды продовольствия. В Европе мало земли, много удобрений и химии. Спрос на «чистое» продовольствие будет в мире только расти, цены тоже. Надо сделать такую программу и последовательно ее реализовывать. Громадные пахотные земли, заливные луга, большие пастбища, обилие рек, озер – это наши естественные конкурентные преимущества, которые до сих пор плохо используем. Экспорт продовольствия возобновляется из года в год в отличие от исчерпания нефти и газа.

Вновь подчёркиваем, что для роста конкурентоспособности нашей экономики надо масштабнее готовить эффективных управленцев.

Многие собственники сейчас далеки от стратегического планирования, умения считать риски. Где новые автомобили, самолёты, корабли, которые были сконструированы и запущены в производство этими эффективными собственниками?

Подготовка, отбор кадров для управления промышленными компаниями, предприятиями, компаниями, регионами — это основная задача для будущего страны. И выявлять здесь надо не только администраторов, которые могут засушить любое дело, ввести тонны отчётности, а лидеров, обладающих чувством нового, способных вести людей, организовывать их и придавать смысл их деятельности, исходя из  интересов развития своей страны. Тогда и программы по импортозамещению будут реализованы.

При разработке экономических программ, включая и программы по импортозамещению, надо опираться на свои собственные исторические примеры. Российский император Александр III за свои тринадцать лет царствования просто обновил и построил отечественные заводы по выпуску судов, гражданской и военной техники, создал ряд вузов, опирался на науку и силы своего народа. Он, например, говорил: «Корабли должны строиться русскими инженерами на русских заводах из русских материалов». Экономика росла, население увеличивалось, была занятость на современных предприятиях.

Таких примеров много. Сегодняшние управленцы, которые, наконец, займутся импортозамещением в промышленности, должны не просто знать эти примеры, а понимать механизмы достижения впечатляющих результатов.

 М.Н.Сидоров